Омыватель ветрового стекла
ВАЗ-2101…2107
Отказавший омыватель ой как может попортить кровь! Чаще всего это случается
на машинах, немало повидавших на своем веку. Многие хозяева таких машин не
спешат выбросить неисправное устройство, а непременно пытаются его восстановить.
В наших руках омыватель “Жигулей” с характерной поломкой: мотор исправно
жужжит, вращая крыльчатку, но на конце “хобота” (том, что всасывает воду через
сетчатый фильтр) отвалился кусок пластмассы – эффективность насоса упала, своей
струей омыватель до стекла не достает…
|
|
…Вот он – дефект. |
Пенопластовую крошку (из пенополистирола от
упаковки телевизоров, магнитофонов, другой бытовой техники) засыпаем в
любую, стойкую к ацетону емкость – например, в пробку от пластиковой
бутылки… |
|
|
…и осторожно, по капле, добавляем
ацетон. |
Должна получиться вязкая клеящая масса,
нетекучая. |
|
|
Предварительно очистив и обезжирив
поврежденное место, наносим на него наш “клей”. |
Не спешите ставить омыватель на машину:
время полного высыхания такого доморощенного “герметика”, в зависимости от
толщины слоя, до суток! |
Недостаточно просохший шов непрочен; если омыватель залить водой и включить,
такая заплата может легко отвалиться. Поэтому тем, кто знаком с технологией
применения полиэфирных или эпоксидных смол (например, соответствующих
автомобильных шпатлевок), лучше использовать их. Кстати, даже эпоксидная смола –
из числа медленно твердеющих – реально “встанет” и будет достаточно прочной
всего через 8–10 часов после наложения шва.
Случается на старых омывателях и другая беда, когда и моторчик, и
насос-крыльчатка исправны, но последняя не вращается, так как треснула или
полностью рассыпалась пластмассовая втулка, соединяющая валики. В первом случае
(хотя бы на время короткой, но необходимой поездки) можно попробовать заплавить
трещину, подобравшись к ней концом нагретого гвоздя, подходящей проволоки и т.
п. Во втором – необходим “капитальный ремонт”: втулку заменить 20-миллиметровым
отрезком металлической трубочки (медной, латунной), предварительно обжав ее
концы по месту. Для этого омыватель лучше частично разобрать (см. фото 7), сняв
мотор. Тогда доступ к валикам будет проще.
Наконец, самый неприятный вариант отказа омывателя: не подает признаков жизни
сам электромотор. В этом случае:
|
|
…открутив три винта… |
…снимаем мотор. |
|
|
Отвернув снизу еще два винта… |
…снимаем крышку мотора. |
|
Осторожно извлекаем якорь
вместе со щеточным узлом. |
Если это не удастся (детали намертво соединила ржавчина), самое разумное –
найти мотору исправную замену! При благополучном исходе операции проверим
целостность обмоток якоря, соединяя щупы тестера с противоположными сегментами
коллектора. При обрыве обмотки или коротком замыкании вряд ли имеет смысл ее
перематывать. В этом случае тоже ищите новый мотор.
Когда же с обмоткой все в порядке, обратим внимание на щеточный узел,
большинство отказов мотора связано с ним.
|
|
Аккуратно все разбираем. |
Так выглядят исправные щетки. |
|
|
Убедимся, достаточно ли они подвижны в
щеткодержателях. |
Якорь в рабочем состоянии. |
|
Перед сборкой мотора
коллектор, даже совершенно исправный, неизношенный, рекомендуем очистить
от следов токопроводящей угольной пыли. |
Последняя операция – протираем коллектор и другие детали тряпочкой, смоченной
ацетоном. После высыхания деталей мотор готов к сборке.